ПАО «Укрзализныця» закупает детали российского производства по завышенной в 2-5 раз цене. Происходят такие закупки путем создания искусственных условий на тендерах для нужных фирм. Передает 24 канал.

Так, в сентябре 2018 года филиал «Центр обеспечения производства» ПАО «Украинская железная дорога» провел тендер на закупку локомотивных скоростемеров и запчастей к ним на общую сумму 25 миллионов 500 тысяч гривен, сообщает проект «Железная дорога без коррупции».

Участие в тендере приняли 2 участника – ООО «Электротех» и ООО «НТП «Трансинвест». Их предложения отличались только на 1000 гривен, но «конкуренты» не снижали цены.

Обе фирмы подали идентичные справки и письма согласования и предлагали продукцию одного производителя – ОАО «Электромеханика» из российского города Пенза.

Анализ цен показал, что стоимость продукции существенно отличается от цены на эти товары в России, отметили в «Железной дороге без коррупции». Так, скоростемер 3СЛ2М железная дорога покупала по 86 тысяч гривен. А в России он в розницу стоит 38 тысяч рублей (около 17 тысяч гривен). Таким образом «Укрзализныця» закупила детали почти в 5 раз дороже, чем их продает производитель.

корупція Укрзалізниця залізниця тендери російські фірми закупівлі
Скоростемеры 3СЛ2М, которые «Укрзализныця» купила в России за 86 тысяч гривен за штуку 

При этом в Украине не производят локомотивные скоростемеры и запчасти для них. Ведь для этого надо пройти долгую процедуру согласования производства и допуска к применению.

Кроме того, в конце 2018 года «Центр обеспечения производства» решил увеличить объем заказа до 30,1 миллиона гривен. Поэтому переплата могла возрасти до 2/3 ее стоимости.

корупція Укрзалізниця закупівлі Росія тендери розслідування

Кстати, ООО «НТП «Трансинвест» было зарегистрировано в Киеве в середине 2014 года. Зарегистрировал компанию житель оккупированного Крыма Максим Ковальчук. По месту регистрации найти компанию невозможно: в документах указан только номер четырехэтажного административного здания – улица Приорско, 21.

Несмотря на это, в ноябре 2018 года «Центр обеспечения производства» заказал фирме запчасти к дизелям тепловозов за 4,26 миллиона гривен. И компании были поставлены запчасти производства российского ОАО «Коломенский завод».

Согласно заключенному договору, цена одной форсунки дизеля Д-49 составляла 10 тысяч 800 гривен. В Украине такие форсунки продают по 1 тысячи 800 гривен,
– утверждают авторы публикации.

корупція Укрзалізниця Росія деталі тендери закупівлі
Запчасть к дизелю, которую «Укрзализныця» купила в России за 10 тысяч 800 гривен

Всего на этом контракте «Укрзализныця» переплатила более чем в 5 раз. С такой же накруткой были закуплены и контакторы для локомотивов, отмечают расследователи.

«Всего за 5 лет своего существования «НТП «Трансинвест» заключило договоры с «УЗ» на сумму 450 миллионов гривен. При этом против фирмы открыт ряд производств, которые ведут в ГПУ, и в НАБУ, и в Донецкой полиции», – отметили авторы расследования.

Однако история «Трансинвест» далеко не единичная. Так, в середине 2018 года «Укрзализныця» приобрела на 50 миллионов гривен российского провода. Единственными допущенными к тендеру участниками стали ООО «Техэлектропром» и ООО «Эней». Оба предлагали продукцию от ООО «ЗМИ-Профит» из российского города Магнитогорск. Разница в ценах была минимальной и без всякой конкуренции.

А еще до этого «Укрзализныця» закупила на 120 миллионов гривен российскую проволоку в ООО «Интеркабель-Киев». На тендер пришли только 2 участника – ООО «Техэлектропром» и ООО «Интеркабель Киев». Последнее выиграло закупку без конкуренции. Оба участника предлагали провода АО «Росскат» из российского города Нефтегорск.

На сегодня Национальное антикоррупционное бюро расследует дело о закупке «Укрзализныцей» кабельно-проводниковой продукции российского производства за 950 миллионов гривен в трех фирм: ООО «Техэлетропром», ООО «Эней» и ООО «Интеркабель Киев». Детективы подозревают, что переплата по этим сделкам составила около 225 миллионов гривен.

Среди прочего со значительной переплатой в последние годы «Укрзализныця» покупала и российские реле, генераторы, редукторы и многое другое. Все эти закупки проходили по одному сценарию – никакой конкуренции и заоблачные цены.